ЖУРНАЛ ПЕРВЫЙ В БУХГАЛТЕРИИ
B2BMEDIA
USD 35.74   EUR 45.37   МРОТ 2300 руб.
Ставка рефинансирования,%
13.00   
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация





СТАТЬИ

Алгоритм интересного выступления

Для главного бухгалтера выступления перед коллегами или начальством – это часть работы. По тому, насколько выступления убедительны и интересны, зачастую судят о профессионализме спикера. Однако совсем не каждый главный бухгалтер при подготовке к выступлению испытывает бурю положительных эмоций, и виной тому – волнение, страх или смущение. Их можно преодолеть и открыть себе путь к ораторскому успеху.

29.10.2008
Выпуск:  2008-11;     Автор:  Саша Карепина, бизнес-тренер ГК «Ораторика»;    

САША КАРЕПИНА
бизнес-тренер ГК «Ораторика»


Попытаемся на простых примерах разобрать, как наладить контакт с аудиторией и сделать свое повествование интересным.

Поиски ответа стоит начать с небольшого теста. Представьте себе две ситуации – и постарайтесь понять, в какой из них вы чувствовали бы себя комфортнее.

Ситуация А: вы выступаете перед аудиторией.

Ситуация В: вы рассказываете что-то интересное людям, которые относятся к вам очень хорошо.

Вопрос может показаться тривиальным, однако ответ на него позволит нам понять, как изменить свое отношение к выступлениям, как не только перестать испытывать от них дискомфорт, но и начать получать удовольствие. Большинство в ответ на этот вопрос выбирают ситуацию В – однако если задуматься, то ситуация А не так уж сильно от нее отличается. В обоих случаях мы рассказываем что-то группе людей, и разница лишь в том, что: – то, о чем мы рассказываем в своем выступлении, далеко не всегда интересно слушателям; – слушатели не всегда настроены к нам благосклонно.

Не будь этих двух отличий, мы получали бы от публичного выступления такое же удовольствие. Но какой смысл обсуждать то, что было бы, если бы различий не было? Ведь они есть. Дело в том, что при кажущейся неистребимости этих отличий их достаточно легко устранить. Поэтому наверняка будут интересны простые и понятные приемы, позволяющие сделать выступление интереснее, а слушателей дружелюбнее. И в данной статье мы рассмотрим приемы, «отвечающие» за интерес.

Интерес: что его вызывает


Почему мы начинаем именно с интереса? Вспомните собственный опыт. Люди, заранее к нам расположенные, готовы какое-то время выслушивать от нас практически все, что угодно. Однако кредит хорошего отношения рано или поздно заканчивается, а значит, не заинтересовав слушателей, едва ли удастся провести удачное выступление. Так как же возникает заинтересованность, и как мы можем ее вызвать?

Любой главный бухгалтер присутствовал на неинтересном выступлении. Это мог быть рассказ о финансовых показателях компании, о бюджете, о новой программе сокращения затрат. Слушатели зевали и смотрели в окно, не понимая, ради чего вынуждены все это терпеть. А ведь, слегка «повернув факты другим боком», выступающий мог бы в корне изменить ситуацию.

Чтобы понять как, возьмем отвлеченный предмет. Чем меньше этот предмет будет связан с нашей работой, тем ярче нам удастся продемонстрировать на нем интересующие нас приемы. Поэтому оставим на время бухгалтерскую тематику и направим свое внимание в совершенно иное русло. Выберем в качестве предмета, например, бананы.

Прочтите следующий рассказ – вызовет ли он у вас интерес?

«Плод бананового дерева покрыт толстой кожистой кожурой. Под этой кожурой скрываются целые залежи натурального быстро усваиваемого растительного сахара. Плод банана также богат крахмалом, представляющим собой природный антидепрессант».

Кого-то этот рассказ мог заинтересовать, а кого-то нет. Нам важно, что он построен по классической схеме «про свое». Мы берем важный для нас предмет и рассказываем о том, как этот предмет устроен, из чего он состоит и т.д. Иными словами, собравшись говорить о бананах, мы о бананах и говорим. Если бананы волнуют слушателя (например, он их выращивает, продает или просто очень любит их есть), мы автоматически его заинтересуем. Но много ли в вашем окружении таких слушателей-бананоманов? Большинство людей гораздо больше интересует другая тема. Больше, чем бананы, чем финансовые показатели, бюджет, годовая отчетность, и вообще что бы то ни было, человека волнует он сам, его потребности, интересы, удовольствие и безопасность. А раз так, стоит построить рассказ по-другому.

«Плод бананового дерева покрыт толстой кожистой кожурой. Благодаря этому банан можно купить и съесть прямо на улице, не помыв. Под кожурой скрываются целые залежи натурального быстро усваиваемого растительного сахара. Поэтому банан быстро утоляет голод. И наконец, банан богат крахмалом, а крахмал – природный антидепрессант. Стоит попробовать банан, и настроение у вас улучшится».

Это следующая схема, «про свое – про слуштеля». Многие, прочитав этот текст, скажут, что он интереснее первого, но почему слушатель должен сначала слушать про то, что важно нам, а только потом про то, что важно ему? Не логичнее ли сделать еще один шаг навстречу слушателю?

«Сегодня снова был напряженный рабочий день – кажется, будто тебя «выжали». Сил нет, радости в душе нет – «батарейки сели». А надо еще как-то добраться до дома. Так вот же решение – на углу во фруктовой палатке торгуют бананами. Можно купить банан и прямо на ходу съесть – природа упаковала его в естественную «обертку» – кожуру, которую легко снять. Голод быстро утихнет – ведь в банане много сахара. И главное, на душе потеплеет – крахмал из банана подействует на вас как антидепрессант».

Наконец мы применили схему «про слушателя – про свое», поставив во главу угла слушателя и его интересы. Мы повели разговор о самом дорогом, самом волнующем для слушателя – о нем самом. Такой подход почти гарантирует заинтересованность аудитории – особенно если мы учтем несколько крайне важных моментов.

Слушатель – ключевая фигура выступления


Мы говорим о слушателе – но кто он? Что ему важно? В нашем тексте это человек, напряженно работающий весь день и отправляющийся вечером домой на «севших батарейках» с одной мечтой: быстрее эти батарейки подзарядить. Если наш слушатель именно таков, мы его заинтересуем, а если нет? Возможно, он художник, живущий от вдохновения до вдохновения. Когда вдохновение приходит к такому человеку, ему нельзя терять ни минуты. Ничто не должно отвлекать от творчества, даже такая необходимая вещь, как еда. Этот человек не услышит про «севшие батарейки» – для него «про слушателя» должно звучать по-другому.

«Когда чувствуешь драйв, за спиной, кажется, вырастают крылья. Можешь легко свернуть горы и создать что-то чудесное и невиданное. Каждая минута в такой момент на вес золота – жалко тратить ее на приземленное, мелкое. Например, на еду. И не надо! Природа приготовила для нас концентрированный заряд энергии – в виде обычного банана. Одним движением снял кожуру, и отправил содержимое в рот – не надо ни мыть, ни готовить. И тут же поток энергии хлынул в кровь – заработал спрятанный внутри сахар. Драйв еще усилился – организм получил крахмал, природный антидепрессант».

А если наш слушатель – гламурный прожигатель жизни? А если он землекоп? А если пенсионер? Для каждого случая нам необходимо формулировать часть «про слушателя» по-особому. Получается, первое, что следует сделать, готовясь применить рассмотренные выше приемы, это ответить себе на вопросы: – кто мой слушатель, как он живет, что для него важно; – чему радуется мой слушатель, на что надеется, что греет ему душу; – чего боится мой слушатель, чего хочет избежать, что отравляет ему жизнь.

Только сформулировав ответы, мы сможем действительно начать говорить «про слушателя».

Как правильно построить выступление


«Сложно», скажете вы. Да, непросто, но для облегчения задачи существуют две удобные схемы. Они помогают автоматически построить рассказ по схеме «про слушателя – про свое».

Проблема – решение

Первое клише – «проблема – решение». Именно по нему построен уже знакомый вам рассказ про «севшие батарейки». Мы начинаем с того, что описываем актуальную для слушателя проблему: «Сегодня снова был напряженный рабочий день – кажется, будто тебя «выжали». Сил нет, радости в душе нет – «батарейки сели». А надо еще как-то добраться до дома». Затем мы предлагаем решение, в качестве которого выступает как раз то, о чем нам и нужно рассказать: «Так вот же решение – на углу во фруктовой палатке торгуют бананами. Можно купить банан и прямо на ходу съесть – природа упаковала банан в естественную «обертку» – кожуру, которую легко снять».

Возможность – средства

Скорее всего, вы возразите: мы исходим здесь из того, что у слушателя есть проблема, но, возможно, у него ее нет. У слушателя может быть все хорошо: он летит домой с работы как на крыльях, спеша поиграть с ребенком, заняться любимым хобби или отправиться в ближайший лесопарк на пробежку. С чего в таком случае начинать? Можно попробовать второе клише – «возможность – средства».

«Рабочий день завершен, и хочется использовать каждую минуту свободного времени с удовольствием. Если ваша страсть – не кулинария, а спорт, рыбалка или общение с друзьями, то зачем же готовить? Займитесь тем, что нравится! Не тратим ни минуты на стояние у плиты. На ходу покупаем банан, чистим и тут же съедаем – под кожурой банан чист и готов к употреблению».

Разница между клише в следующем. В первом случае мы говорим слушателю: «Смотри, как все плохо, я расскажу, как сделать лучше». А во втором – «Смотри, как здорово может быть, я расскажу, как этого добиться». Мы выбираем один из вариантов в зависимости от обстоятельств, а потом рассказываем о том, о чем нам и нужно рассказать.

Как правильно применить методику


Теперь мы рассмотрели все важные детали – осталось определить, как применить предложенный метод к нашей рабочей ситуации: к рассказу о финансовых показателях компании, о бюджете, о новой программе сокращения затрат, о которых мы говорили в начале статьи. Сделаем это пошагово.

Шаг первый: кто наши слушатели? Допустим, это работники подразделений компании, не бухгалтеры и не финансисты. Что их радует и огорчает, чего они хотят и чего боятся? Скорее всего, их радует стабильная, а лучше – растущая зарплата, возможность продвигаться по службе, получать от компании небольшие удовольствия в виде бесплатного кофе с печеньем и периодических выездов всем коллективом на природу. Радует, что можно с гордостью сообщить знакомым, где ты работаешь, не опасаясь неожиданных сокращений или банкротства компании. Радует возможность учиться, осваивать новые технологии и новые рабочие инструменты. Радует, когда отмечают их заслуги и заслуги их отдела, когда говорят, что именно они на своих плечах внесли компанию на пьедестал почета.

Теперь следует определить, что для них означают ваши финансовые показатели. Возможно, они означают, что в ближайшее время не стоит бояться увольнений, несмотря на то что конкуренты сокращают штаты. А может быть, они означают, что очередной корпоративный День здоровья может и не состояться, если не затянуть пояса и не начать подходить к расходованию средств компании по-хозяйски.

Дальше дело за малым. Мы пришли говорить о финансовых показателях, но эту информацию можем пока оставить при себе. Со слушателями мы поведем разговор о том, что на ближайшие полгода они могут планировать большие траты, поскольку их доход будет стабильным. Или о том, как все-таки сохранить традицию Дней здоровья за счет разумной экономии. И о том, на каких финансовых показателях основаны наши утверждения. Так мы добьемся заинтересованности аудитории и донесем до нее необходимую информацию.

Допустим, мы заинтересуем слушателей актуальной проблемой или интересной возможностью – но то, насколько сильно мы их заинтересуем, будет зависеть от формулировки этой проблемы или возможности. Вернемся вновь ненадолго к примеру с бананами. Ниже приведены две формулировки одной и той же проблемы. В какой формулировке эта проблема вас больше «зацепит»?

«Сегодня снова был напряженный рабочий день – кажется, будто тебя «выжали». Сил нет, радости в душе нет – «батарейки сели». А надо еще как-то добраться до дома».

Или

«В конце рабочего дня работники нередко чувствуют усталость и опустошенность. Им необходимо подкрепиться для пополнения сил, а дорога домой занимает много времени».

Допустим теперь, что мы решили заинтересовать слушателей новой возможностью. В каком случае она прозвучит привлекательнее?

«Вернувшись с работы, отправиться в ближайший парк погулять с ребенком. Посмотреть вместе на уток в пруду, покормить с руки белок, поиграть в мяч на лужайке. Зачем отказываться от всего этого ради стояния у плиты?»

Или

«Вернувшись с работы, многие хотят проводить время с ребенком, а не заниматься приготовлением ужина».

Получается, что проблема или возможность вызывают большую заинтересованность, если они сформулированы конкретно и из их описания становится ясно, как именно они отразятся на жизни конкретного слушателя. Эту закономерность можно использовать и в своем выступлении. Заинтересовать слушателей сообщением о том, что «в ближайшие полгода финансовое положение наших сотрудников будет стабильным», проще, чем рассказом о том, что «объем поступлений от… в прошлом году составил…» Но еще вернее сработает вариант: «Коллеги, я знаю, что многие из вас планируют крупные покупки – автомобиль, телевизор, дачный участок. Или собираются взять кредит на обучение ребенка или ремонт квартиры… Чтобы принять окончательное решение, важно знать, сохранятся ли в ближайшие полгода зарплаты на прежнем уровне, хватит ли денег. Хочу всех обрадовать. Цифры говорят: можно идти за покупками! Объем поступлений от... в прошлом году… составил…, а значит…» Чтобы внимание слушателя оказалось приковано к нам, проблема или возможность, о которой пойдет речь, должны быть конкретными, как кадр из кинофильма, в котором слушатель - главный герой. Едва ли рассказ о такой проблеме или возможности оставит слушателей равнодушными.

    Личный опыт

    Юлия Ефремова, главный бухгалтер ОАО «Дебют»
    Как правило, на совещаниях на нашем предприятии не очень внимательно слушают, а иногда и мешают выступающему именно собственные коллеги. Зачастую это вызвано тем, что люди в течение дня настолько заняты решением производственных проблем, что при встрече пытаются обсудить эти проблемы лично с заинтересованными лицами. В таких случаях приходится привлекать «тяжелую артиллерию» - генерального директора. Выглядит не очень красиво (как школьникам замечания делают), но шепот, по крайней мере, сменяется обменом редкими записками. Самыми эффективными являются такие публичные выступления, аудитория на которых заинтересована в обсуждении темы. Иными словами, я считаю, на переговоры и совещания нужно приглашать людей, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу. Всех остальных, имеющих косвенное отношение, но которые должны быть в курсе дела, достаточно ознакомить с протоколом (на наших совещаниях протоколы ведутся почти всегда с назначением ответственных лиц) или устно передать содержание (например, начальник отдела - своему заму или человеку, который в случае его отсутствия будет этим вопросом заниматься). А вообще люди на переговорах и совещаниях слушают, если вы говорите связанно и без «бумажки». Это вызывает доверие и располагает аудиторию, поскольку видно, что человек действительно разбирается в вопросе. Но не нужно говорить так, как будто вы текст заучили (даже если вы это сделали), иногда полезно в серьезный доклад вложить немного эмоций (с помощью слов, не свойственных деловому стилю, или примеров, перенесенных на житейские ситуации), но здесь надо быть осторожнее.



Выпуск: 2008-11
Карьера и образование
Все статьи





ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ:

Производственный календарь на 2009 год
На сайте системы «КонсультантПлюс» размещен производственный календарь на 2009 год.
 04.12.2008

Опубликованы данные мониторинга рынка труда по субъектам РФ
На конец ноября 2008 года численных безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн....
 03.12.2008

С 2010 года планируется ввести дополнительные льготы по налогам при операциях с ценными бумагами
Минфин России планирует ввести с 2010 года дополнительные льготы по налогообложению доходов от операций с ценными бумагами,...
 03.12.2008

все новости »»
МЕРОПРИЯТИЯ:
все мероприятия »»
Журнал "Финансовый директор"

© Журнал «Первый в бухгалтерии. Сhief accountant». Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. Техническая поддержка: [email protected]
Карта
rss
Карта