ЖУРНАЛ ПЕРВЫЙ В БУХГАЛТЕРИИ
B2BMEDIA
USD 35.74   EUR 45.37   МРОТ 2300 руб.
Ставка рефинансирования,%
13.00   
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация





СТАТЬИ

Проверка организации органами МВД: простой алгоритм поведения

Проверка предприятия органами МВД пугает каждого бухгалтера гораздо больше, чем проверка налоговой инспекции: она всегда неожиданна, требует немедленной реакции на действия проверяющих, да и, что скрывать, часто проходит под жестким прессингом со стороны сотрудников милиции. Знание своих прав, обязанностей и действующего законодательства – единственное, что поможет принять правильную линию поведения во время такой проверки и минимизировать ее возможные неблагоприятные последствия.

29.10.2008
Выпуск:  2008-11;     Автор:  Полина Земскова, юрист-консультант аудиторского центра компании «что делать консалт»;    

ПОЛИНА ЗЕМСКОВА
юрист-консультант аудиторского центра компании «что делать консалт»


1 июня 2007 года в офис компании «N» вошли два человека в милицейской форме. Они предъявили охраннику постановление о проведении проверки и беспрепятственно вошли в здание. Охраннику удалось лишь мельком разглядеть, что в документе были перечислены фамилии и должности пятерых проверяющих.

Проходя по коридору, мужчины остановили нескольких сотрудников компании и, предъявив удостоверения, вежливо поинтересовались, сколько они зарабатывают и устраивают ли их условия работы в компании. Затем один из проверяющих извлек из портфеля цифровой фотоаппарат и сделал несколько снимков сертификатов на стенах, образцов товаров, стола, заваленного бумагами…

Милиционеры вошли в комнату, где находилась бухгалтерия. Здесь у стены стоял шкаф. Дверцы были заперты. Испуганная девушка – ассистент бухгалтера – уверяла, что она не знает, где ключ. Один из двоих проверяющих, который был чуть шире и мускулистее, легонько надавил плечом на дверцу шкафа, та хрустнула. Мужчины извлекли четыре толстые папки с документами. «Игорь, еще те два системных блока возьми», – направляясь к выходу, бросил широкоплечий…»

Эта вымышленная детективная история – отличный способ проверить себя: а готовы ли вы к проверке в вашей организации? В каких случаях герои истории – два одиозных милиционера – грубо нарушили законодательство, а в каких действовали правомерно?

Очень важно задолго до того, как проверяющие окажутся в офисе вашей компании, четко представлять себе объем прав и обязанностей, а также правильную схему взаимодействия обеих сторон, участвующих в проверке. Только такой подход поможет оперативно выстроить верную линию поведения, вовремя распознать границу между правомерными действиями проверяющих и возможными злоупотреблениями с их стороны, а также сформировать максимально полную доказательную базу для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность успешно обжаловать незаконные действия сотрудников милиции или взыскать причиненный ущерб.

Нормативная база


К сожалению, единого нормативно-правового акта, из которого можно было бы получить исчерпывающую информацию обо всех специфических особенностях проверок организации сотрудниками МВД, не существует. Законодательство, регулирующее порядок проведения проверок, фрагментарно и разрозненно. Логичный и полный алгоритм поведения в ходе проверки необходимо, как сложную мозаику, составлять из отдельных норм Конституции , Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Налогового кодекса, Закона «О милиции», указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства внутренних дел.

Наиболее полную информацию об основаниях проведения проверки органами МВД, ее обязательных этапах и процедуре правильного документального оформления каждого из них позволяют получить:

– Закон РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции), в частности подп. 35 п. 25 ст. 11;
– приказ Министерства внутренних дел РФ от 16.03.04 № 177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах» (далее – Инструкция № 177);
– приказ Министерства внутренних дел РФ от 02.08.05 № 636 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее – Инструкция № 636).

Пункт 25 ст. 11 Закона о милиции устанавливает перечень прав сотрудников милиции, действующих в качестве проверяющих. В инструкциях № 177 и № 636, принятых на основании и во исполнение указанного закона, процедура проведения проверок максимально детализируется. Содержание двух инструкций практически идентично, документы различаются лишь по уровню своего применения. Инструкция № 636 позволяет сотрудникам милиции проводить проверки при наличии достаточных данных о совершении не только налоговых нарушений, но и нарушений в сфере предпринимательской деятельности в целом.

    Справка

    чем ревизия отличается от проверки
    Термином «проверка» обозначается «единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (п. 12 Инструкции № 636). Тогда как ревизия представляет собой «комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (п. 20 Инструкции № 636).

Кроме того, Инструкция № 636 вводит термин «ревизия», содержательно отличающийся от понятия «проверка».

Нормы, регулирующие порядок проведения проверки, целесообразно анализировать, разделив данную процедуру на три условных этапа:

1) предъявление постановления о проведении проверки;

2) непосредственно проверка (разрешенные законом действия сотрудников милиции);

3) вынесение Акта по результатам проверки.

Рассмотрим те аспекты, на которые следует обратить особенное внимание на каждом из этапов.

Постановление о проведении проверки


При появлении сотрудников милиции в офисе вашей организации в первую очередь внимательно изучите постановление о проведении проверки. Руководитель/ представитель организации (ее филиала или представительства) имеет полное право ознакомиться с этим документом. В утвержденном инструкциями образце постановления (Приложение № 1 к Инструкции № 177, Приложение № 1 к Инструкции № 636), который обязаны использовать сотрудники милиции, предусмотрена специальная графа для подписи руководителя/представителя организации, которая призвана подтвердить факт ознакомления с постановлением.

В случае если проверка проводится в занимаемых организацией помещениях (на территории, занимаемой организацией), руководитель (представитель) организации вправе присутствовать при проведении проверки (п. 8 Инструкции № 177, п. 3 Инструкции № 636).

Более того, если основной целью проверки является «осмотр помещений», то, в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции, такая проверка проводится только в присутствии представителя юридического лица (руководителя либо лица, наделенного соответствующими полномочиями, в соответствии с доверенностью, выданной руководителем). При отсутствии такого лица в проверке обязаны участвовать представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Итак, на какие детали следует обратить особенное внимание, получив возможность ознакомиться с постановлением?

Точные данные о проверяемой организации

Важно безошибочное указание в постановлении полного наименования проверяемой организации (филиала или представительства).

Должность лица, назначающего проверку

Постановление вправе вынести лишь начальник органа внутренних дел (органа милиции) или его заместитель (ч. 1 п. 25 ст. 11 Закона о милиции; п. 9 Инструкции № 177; п. 10 Инструкции № 636). Кроме того, в приложениях к каждой из инструкций приведен конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решение о проведении проверки.

Основания проведения проверки

В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции, основанием для проведения проверки являются данные, указывающие на признаки преступления и позволяющие предполагать возможность его совершения. Форма постановления предусматривает графу, в которую вносится конкретная информация, послужившая поводом для вынесения постановления.

Состав проверяющих

В постановлении должны быть перечислены фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, специальные звания уполномоченных на проведение проверки сотрудников милиции. Рекомендуем внимательно сверить эти данные с данными, указанными в удостоверениях проверяющих.

Количество проверяющих также не должно превышать количество лиц, названных в постановлении.

В случае изменения состава сотрудников милиции, проводящих проверку, вы вправе потребовать предъявления постановления о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки.

Дата вынесения постановления

Максимальная продолжительность периода проведения проверки составляет не более 30 дней (п. 5 Инструкции № 177; п. 2 Инструкции № 636). При этом началом такого периода является день вынесения постановления. Зафиксировав дату вынесения постановления, вы можете самостоятельно контролировать допустимую продолжительность проверки.

Действия проверяющих

В постановлении должны быть прямо перечислены конкретные действия проверяющих, причем только в строгих рамках перечня, установленного п. 25 ст. 11 Закона о милиции.

Проверка


Закрытый перечень действий проверяющих определяется п. 25 ст. 11 Закона о милиции. Рассмотрим его подробнее.

1. Осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества

Осмотр производится в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица (представителя органа исполнительной власти или органов местного самоуправления). Им вручается копия постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий.

Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет о праве сотрудников милиции только на проведение осмотра помещений. И здесь следует провести отчетливую границу между двумя различными видами действий проверяющих – «осмотром» и «обыском». Осмотр, в отличие от обыска, не предполагает права сотрудников милиции вскрывать помещения в том случае, если владелец отказывается открыть их добровольно или допускать вызываемое необходимостью повреждение имущества (ст. 182 УПК РФ). Основанием для проведения обыска является возбуждение уголовного дела. Кроме того, проведение обыска возможно только при наличии постановления следователя, а в ряде случаев – судебного решения.

2. Досмотр транспортных средств

В данном случае допустимо воспользоваться определением понятия «досмотр транспортных средств», содержащимся в ст. 27.9 КоАП РФ. Так, досмотр транспортного средства представляет собой «обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности».

Такой досмотр осуществляется в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, в отсутствие указанного лица. По итогам досмотра составляется протокол.

3. Изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность

Указанные документы могут изучаться проверяющими как на территории организации, так и вне ее. В последнем случае, при получении постановления с указанием на необходимость представить документы следует в пятидневный срок с момента вручения постановления подготовить и передать заверенные надлежащим образом копии документов.

4. Изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз

В п. 25 ст. 11 Закона о милиции подчеркивается: сотрудники милиции наделены правом на изъятие «отдельных образцов». Это значит, что изъятие проверяющими целой партии продукции/товара будет неправомерным. По итогам проведенного изъятия обязательно составление протокола.

5. Изъятие документов либо их копий

Изъятие документов (копий) также обязательно сопровождается составлением протокола и описи изымаемых документов. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом органа милиции, проводящим проверку, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если копии невозможно изготовить или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Изъятие системных блоков

Пункт 25 ст. 11 Закона о милиции позволяет сотрудникам милиции изымать лишь образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз. Однако, как уже отмечалось, при проведении проверки сотрудники милиции не ограничены только нормами Закона о милиции. Нормы, дающие право сотрудникам милиции прибегнуть к изъятию/выемке предметов закреплены в ст. 27.10. КоАП РФ, а также в ст. 183 УПК РФ. Однако в первом случае реализация этого права возможна в рамках уже возбужденного административного производства, во втором случае – в рамках уголовного. Таким образом, на первый взгляд выемка предметов не может быть осуществлена в ходе проверки, направленной лишь на оценку достоверности имеющихся данных, указывающих на признаки правонарушения.

Однако не следует забывать о существовании Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Статья 15 указанного закона допускает изъятие предметов «при решении задач оперативно-розыскной деятельности».

Как указал в своем определении Конституционный суд РФ1, в случае отсутствия достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела «оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, могут быть проведены на основании полученных сведений о признаках… противоправного деяния, ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».

Таким образом, ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» фактически предоставляет сотрудникам милиции право изъять системные блоки, решая вопрос о возможном возбуждении уголовного дела.

При этом Конституционный суд РФ подчеркивает: «Когда… в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то проведение оперативно-розыскного мероприятия… должно быть прекращено»2.

Еще одну возможность произвести изъятие системных блоков, не нарушая закон, дает сотрудникам милиции Налоговый кодекс РФ. Если речь идет об участии сотрудников милиции в выездной налоговой проверке, допускается осуществление выемки предметов на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку3. Итак, очевидно, что при изъятии системных блоков граница между правомерными действиями и нарушением закона сотрудниками милиции чрезвычайно неустойчива. И в случае, если проверка проводится сотрудниками милиции самостоятельно и результатом ее не становится возбуждение уголовного дела, ваши шансы на признание действий милиционеров незаконными и возмещение ущерба чрезвычайно велики. Поэтому при изъятии системных блоков рекомендуем требовать обязательного составления протокола изъятия и, более того, составления постраничной описи всех файлов, находящихся в памяти компьютера на момент изъятия.

    Комментарий чиновника
    Владислав Черников, руководитель отдела судебно-экономических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Московской области
    Если в вашей организации системный блок используется для отправки и получения электронной почты, для набора писем личного характера, то организации можно сослаться на нарушение ст. 8 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В указанной статье говорится, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи допускается на основании судебного решения и при наличии определенной в законе информации. Также, согласно п. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

    Составление постраничной описи файлов, находящихся в памяти компьютера на момент изъятия, представляется проблематичным занятием. Во-первых, данный порядок не закреплен законодательно, во-вторых, при проведении проверки не всегда привлекаются технические специалисты. А сотрудникам проверяемой организации проверяющие вряд ли разрешат сделать это во избежание умышленного уничтожения данных.

Фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных

В соответствии с п. 4 Инструкции № 177, п. 6 Инструкции № 636, при необходимости в ходе проведения проверок применяются технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств, прилагаются к Акту проверки организации, в котором делается отметка о применении таких средств.

Вынесение акта по результатам проверки


По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт по установленной форме4. День подписания акта считается днем окончания срока проведения проверки.

В акте должны быть отражены все выявленные проверяющими нарушения законодательства, равно как иные обстоятельства, значимые для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки.

Даже в том случае, если фактов совершения правонарушений в ходе проведения проверки не установлено, составление акта является обязательной процедурой, завершающей проверку.

Акт составляется в трех экземплярах и подписывается проверяющими лицами.

Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются на хранении в подразделениях органов внутренних дел.

Третий экземпляр акта вручается представителю организации под расписку (с отметкой в первом экземпляре акта). В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и другими обстоятельствами) в акте делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями проверяющих. Экземпляр акта направляется в организацию или физическому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Отказываться от получения акта, с содержанием которого вы не согласны, не следует. Гораздо более правильный шаг с точки зрения тактики защиты – написать подробные и полные замечания к акту, в которых важно указать на все допущенные при проведении проверки нарушения. Зафиксированные в замечаниях факты послужат весомым доказательством при дальнейшем обращении с жалобой в органы прокуратуры, в вышестоящий орган либо при обращении за защитой своих прав в суд.

Права и обязанности проверяемого


Подводя итоги, сформулируем перечень прав и обязанностей, знание которых поможет руководителю и сотрудникам, в том числе и главному бухгалтеру проверяемой организации, правильно вести себя при проведении проверки.

Представители проверяемого субъекта имеют право:

- проверять личность сотрудников милиции, участвующих в проверке;

- знакомиться и получать копии всех документов, обосновывающих действия проверяющих;

- присутствовать при совершении всех действий сотрудников милиции, если эти действия происходят в его помещениях;

- не выполнять незаконные требования сотрудников милиции;

- фиксировать в акте все нарушения, допущенные при проведении проверки;

- обжаловать совершаемые сотрудниками милиции действия;

- пользоваться правовой помощью адвокатов.

Обязанности представителей организации при проведении контрольных мероприятий сотрудниками милиции в целом сводятся к выполнению всех законных требований, предъявляемых проверяющими. Неисполнение законных требований является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (в частности, ст. 19.3 КоАП РФ).


1 См. Определение Конституционного суда РФ от 15.07.04 № 304-О.

2 См. Определение Конституционного суда РФ от 14.07.98 № 86-О. – Прим. ред.

3 Ст. 94 НК РФ.

4 Приложение № 4 к Инструкции № 177, Приложение № 6 к Инструкции № 636.



Выпуск: 2008-11
Проверка
Все статьи





ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ:

Производственный календарь на 2009 год
На сайте системы «КонсультантПлюс» размещен производственный календарь на 2009 год.
 04.12.2008

Опубликованы данные мониторинга рынка труда по субъектам РФ
На конец ноября 2008 года численных безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн....
 03.12.2008

С 2010 года планируется ввести дополнительные льготы по налогам при операциях с ценными бумагами
Минфин России планирует ввести с 2010 года дополнительные льготы по налогообложению доходов от операций с ценными бумагами,...
 03.12.2008

все новости »»
МЕРОПРИЯТИЯ:
все мероприятия »»
Журнал "Финансовый директор"

© Журнал «Первый в бухгалтерии. Сhief accountant». Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. Техническая поддержка: [email protected]
Карта
rss
Карта