НДС на лекарства: ЕБА призывает народных депутатов отклонить законопроект в первом чтении

Напомним   , Что в ближайшие дни Верховная Рада Украины планирует рассмотреть   проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения стоимости лекарственных средств для населения»   (Регистрационный № 2475, инициаторы - народные депутаты Т Напомним , Что в ближайшие дни Верховная Рада Украины планирует рассмотреть проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения стоимости лекарственных средств для населения» (Регистрационный № 2475, инициаторы - народные депутаты Т.Д. Бахтеева и В.Ю. Хомутынник), которым предусмотрено введение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на уровне 7% на операции по поставке и импорта лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Предлагаем вниманию читателей письмо Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) по данному законопроекту, направленное в адрес председателя Верховной Рады Украины, председателей комитетов Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, а также по вопросам налоговой и таможенной политики.

Европейская Бизнес Ассоциация
от 19.03.2014 г..

Председателю Верховной Рады Украины,

и.о. Президента Украины

ну Турчинову О.В.Голови Комитета Верховной Рады Украины

по вопросам здравоохранения

госпожа Бахтеевой Т.Д.Голови Комитета Верховной Рады Украины

по вопросам налоговой и таможенной политики

ну Хомутыннику В.Ю.

копия:

Премьер-министру Украины

ну Яценюку А.П.Министру здравоохранения Украины

ну Мусий А.С.

О проекте Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения стоимости лекарственных средств для населения» № 2475 от 2 июля 2013

Уважаемый Александр Валентинович!

Европейская Бизнес Ассоциация (далее - Ассоциация), представляющий интересы международного и украинского бизнеса в Украине и объединяет более 930 компаний, выражает Вам свое высокое уважение и обращается к Вам по проекту Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения стоимости лекарственных средств для населения »№ 2475 от 2 июля 2013 (далее - законопроект), который согласно информации, обнародованной на официальном сайте Верховной Рады Украины (далее - ВРУ), будет рассматриваться в первом чтении на пленарной неделе 25-28 марта 2014 года.

Этим законопроектом предлагается ввести ставку налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на уровне 7% на операции по поставке на таможенной территории Украины и ввоза на таможенную территорию Украины лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые сейчас освобождены от налогообложения. Эта инициатива непосредственно затрагивает многие другие сферы хозяйственной деятельности и, по нашему убеждению, требует комплексного подхода для предупреждения возможных рисков для медицины.

Поэтому и не впервые, Ассоциация хотела бы обратить Ваше внимание на ключевые вопросы в контексте возможного введения НДС на лекарства, которые непосредственно затрагивают интересы основной целевой группы в системе здравоохранения любой страны - ее населения:

  • рост конечной стоимости лекарств для пациентов на процент, превышающий запланированную ставку НДС. НДС является косвенным налогом, который уплачивается конечным потребителем. В случае с лекарственными средствами - это пациенты, для которых конечная стоимость лекарств, безусловно, повысится. При этом, как показывает опыт введения НДС на определенные виды продукции в соседних странах, можно ожидать, что такое повышение будет большим, чем сама ставка НДС, планируется к внедрению. Так, по оценкам компаний - членов Комитета по здравоохранению Ассоциации, учитывая дополнительные человеческие ресурсы и рабочую нагрузку в связи с администрированием нового налога, введение 7% НДС может привести к удорожанию медицинской продукции в среднем на 10%;
  • общее ограничение экономической доступности лекарств для украинских пациентов. Девальвация гривны на 30-35%, состоявшейся за последние месяцы, при неизменных отпускных ценах производителей в иностранной валюте, уже привела к значительному росту цен в национальной валюте в аптеках. На фоне дальнейшей возможной нестабильности гривны по отношению к иностранным валютам и соответствующего колебания цен в гривне на лекарственные средства ввода дополнительного налога, непосредственно влиять на повышение конечной цены на лекарства, будет оказывать значительное негативное влияние на возможность пациентов выполнять назначения врачей, так и на настроения населения в целом;
  • в ведущих европейских странах, на опыт которых неоднократно ссылались представители государственных органов при обосновании необходимости отмены льготы по уплате НДС на лекарственные средства, а также при обосновании же уровня ставки НДС, действует механизм реимбурсации - возмещение стоимости амбулаторного потребления лекарств пациентам. Действенный механизм реимбурсации стало возможным в странах Европейского Союза (далее - ЕС) благодаря внедрению устойчивой системы обязательного медицинского страхования, позволяет перераспределить цену медикаментов между государством и пациентом. То есть, при введении НДС в некоторых странах ЕС эти государства, осознавая повышение конечной цены на лекарства, использовали механизм компенсации такого повышения для своих пациентов. В Украине же механизм реимбурсации лекарств действовал до сих пор только в рамках пилотного проекта для отдельной категории лекарств, и его широкомасштабное внедрение в Украине не планируется пока в краткосрочной перспективе. Итак, несмотря на отсутствие в Украине предпосылок для внедрения системы перераспределения стоимости лекарств, - бремя увеличения конечной цены при введении НДС ляжет непосредственно и исключительно на пациента.

Учитывая вышесказанное Ассоциация обращается к Вам с просьбой отклонить законопроект по результатам его рассмотрения в первом чтении как нецелесообразен и несвоевременное к внедрению в современных условиях в Украине.

Как упоминалось выше, Ассоциация не первый выражает свою позицию о нецелесообразности введения НДС на операции по поставке и ввоз лекарств в Украине на сегодня (в частности, письмо Ассоциации № 531/2012/13 был направлен на рассмотрение КМУ 16 мая 2013). Как известно, в 2013 р.законопроект о введении НДС по ставке 7% также обсуждался в рамках Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения и был в итоге исключен из перечня приоритетных проектов для рассмотрения, в том числе благодаря активной позиции общественности относительно негативных последствий от реализации именно для населения Украины.

Мы убеждены, что сейчас при принятии решения Верховная Рада Украины также руководствоваться как оценкой текущей социально-экономической ситуации в Украине в целом, так и оценкой экономической доступности лекарственных средств для населения Украины при отсутствии обязательного медицинского страхования.

Заранее благодарим за учет нашей позиции и надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем.

С уважением
Анна Деревянко,
исполнительный директор Ассоциации

Интересная информация для Вас: